(044) 331-37-08

EDS company
Вход для участников
Запомнить меня

Получить диплом RHODEC INTERNATIONAL

Страница ЕДШ на Facebook

EDS Instagram

Канал ЕДШ на YouTube EDS Pinterest

 

мы вместе

 

 

 /  Символические знаки в современной архитектуре 
Символические знаки в современной архитектуре

Символические знаки в современной архитектуре 

Первое, что будет –
теория    искусства.

Здесь      символ  - свой,
он – нижняя ступенька в
ряду…, - аллегория – образ…

Здесь берегут 
ведомственные границы
концепций и приоритетов.

                         Владимир Шемотюк

 

 

Любое архитектурное произведение двойственно, двусмысленно. Как правило оно наделяется его создателями двумя смыслами, нераздельными, но и не слитными. Эти смыслы порождаются двумя разграниченными областями человеческой активности. Имеется ввиду, что архитектурное произведение – это прежде всего прагматическая конструкция, это оболочка с остовом, скорлупа, имеющая четкое утилитарное назначение, функцию, т.е. это – укрытие, защищающее человека от пагубного воздействия стихий и создающее необходимое условие для жизни. Но есть иное, второе назначение архитектурного произведения – быть произведением искусства. В общепринятом мнении собственно архитектура возникает лишь в тот момент, когда сугубо функциональному  сооружению сообщаются определенные черты, назначение которых – сделать привлекательным его внешний вид и интерьер.

 

    Вернер АисмингерЭдуардо Сото де Мура

      

Вернер Аисмингер и Эдуардо Сото де Мура применяют символику "Больших экранов"

    

Современное в техническом отношении сооружение, внешне представляющихся человеку безжизненным, мертвым, становится для него враждебным и  отторгается его чувствами. Чтобы стать для него приемлемым, оно должно быть превращено из мертвого в  живое. Такое бегство от мертвости приводит к необходимости такой трансформации облика сооружения, которая сообщила бы сооружению иллюзию его одушевленности, жизни. Эта иллюзия при полной, увы, неподвижности может быть вызвана только активными символами, я имею ввиду символику "живого" движения.

 

Так главным составляющим трансформации становится кривизна поверхностей  и  очертаний, сложный ритм, иллюзия освобождения от тяжести и преодолении пространства в ступенчатом восхождении масс. Аналогия с живым существом осуществляется посредствам проемов – глаз, приглашающих объятий  - входов, указывающих  перстов – башен, шпилей. Бетонные решетки — метафора терок для сыра — стала в основном знаком гаража, стоянки автомашин. Колонна, как "слово" в разных контекстах изменяет свое значение. В церкви Св. Мартина-в-поле, Лондон, 1726г., она наряду с другими колоннами того же ордера – часть портика и четко обозначает "колоннаду", "вход", "общественное здание", а также вызывает исторические ассоциации. Колонны – дымовые трубы электростанции Бэттеси, колонна "Чикаго Трибьюн" Адольфа Лооса. И, наконец, водонапорная башня округа Кентон, Огайо, опять показывает многозначительный аспект этой вертикальной формы, возможность ее использования в шахтах лифтов, дымовых трубах, ракетных пусковых установок, нефтяных буровых вышках.

 

Эта архитектура, пребывая неподвижной, вызывает, тем не менее, впечатление возвышающего действа, церемониала.

 

Аниш Капур Майк Гаер

 

Архитекторы: Аниш Капур и Майк Гаер

 

Чарльз ДитонПитер Кук

          

Архитекторы: Питер Кук, Чарльз Дитон
В своих произведениях используют образ подводной  лодки (батискафа)

 

Поскольку современные архитекторы не всегда обращаются к символическим знакам, возникает проблема, которая  заключается в том, что большинство архитектурных слов является символическими знаками, как раз те, что наиболее мощны и убедительны, те, которые усвоены и признаны, а не просто единственно присущи объекту. Хороший пример ошибочного отношения архитекторов к символическому знаку — трактовка ими высокой скатной крыши, традиционно обозначающей в северных странах "дом". Архитектор "нового движения" пренебрег этой традицией из функциональных и эстетических соображений, чтобы устроить сады на крышах, дать больше пространства, добиться прямоугольной формы (Вальтер Гропиус привел шесть рациональных причин в пользу проектирования плоских крыш). Не удивительно, что эти здания с плоскими крышами воспринимались как чуждые, ненадежные, даже незаконченные и "безголовые". Дома были обезглавлены. Многие из жителей поселка Пессак, построенного Ле Корбюзье, чувствовали, что его оголенные белые кубические формы не обеспечивали надлежащего ощущения убежища и защищенности, поэтому они укоротили ленточные окна, добавили ставни и расширили простенки, расчленили пустые белые поверхности окнами, карнизами и свесами крыш, а некоторые прибавили традиционный для Бордо символ убежища — крутую крышу. Короче говоря, они систематически не понимали  язык архитектора и систематически его переиначивали, включая привычные для них общеупотребительные знаки дома. Поскольку повторное использование всегда создает символический знак, современный архитектор мог бы изменить свое отношение к этим  условностям. Он мог бы рассматривать их как мощные значения, которыми следует пользоваться обычным образом  в открытую, хотя бы только для того, чтобы привлечь внимание публики, которую он хочет обратить в свою веру.
 

     

 

Символ "волны" в своих работах активно использует Сантьяго Калатрава и Франк О’Генри 

 

Символическими средствами архитектура выражает метафизическую суть жизни, как преодоление материи духом, т.е. обретение духом полной независимости от материи. Это состояние есть свобода, жизнь подлинная. Обретение зрителем чувства освобождения вызывается его эмоциональной захваченностью со зримой красотой благодаря высокому искусству формообразования, оперирующему специфическим, символическим  языком архитектуры. Этот язык есть комплекс средств, выработанных человеческой культурой и предназначенных для  передачи и внушения символов, которые никакими иными средствами переданы быть не могут.

 

Поиск неординарности и других собственных достоинств символа приводит нас под колокольню теории архитектуры, которая в свою очередь развеществляет пользу-прочность и высшую категорию собственных интересов. 

 

Стоит ли говорить о том, что в облике современного архитектурного произведения законы гармонии проявляют свою сковывающую, деспотичную власть, и в свете этой власти малейшее проявление свободы воли, т.е. свободы от законов симметрии и пропорциональности, становится преступлением. Противоречие якобы состоит в том, что архитектура, будучи символическим триумфом свободной и вечной жизни, является одновременно инструментом духовного подавления индивидуальной жизни. Это противоречие рождено современным убеждением отдельного индивида.

 

Ларса СпиброкаМарк Гулзорп

         

Концептуальный проект крыши здания в форме морской раковины. Архитектор: Ларса Спиброка

Бионические формы морских раковин. Архитектор: Марк Гулзорп

 

В образном строе современной архитектуры символически утверждается, что именно свобода – есть путь к единению в стройное, равновесное, гармоничное целое. Поэтому, я считаю, что современный архитектор не должен опираться на обывательский взгляд, главная его задача -  творить, используя любую символику, она лишь придаст живость, неординарность архитектурному произведению. Может быть использование символических знаков в современной архитектуре и приведет к новому видению и пониманию ее, станет толчком к развитию новой эпохи в искусстве. А архитектору, как творцу "нового времени", наверное, не стоит слишком заботится об ублажении взглядов, большей частью непонимающей публики.

 

          Как говорится: "О вкусах не спорят". 

 

Юлия Забержевская
 

blog comments powered by Disqus

Новый сайт eds.ua

Анонсы
Дни открытых дверей в Европейской Школе Дизайна
26.11.2018
Дни открытых дверей в Европейской Школе Дизайна 15 – 17 января 2019 Европейская Школа Дизайна приглашает на Дни открытых дверей!


О EDS Обучение в EDS Дизайн развитие Работы выпускников Расписание занятий Контакты EDS

© 2009 - 2017 Европейская Школа Дизайна

(044) 331-37-08

e-mail: eds.co.ua@gmail.com

 

 


Обучение дизайну интерьера | Обучение декорированию | Обучение графическому дизайну | Обучение ландшафтному дизайну | Обучение изобразительному искусству | Обучение фотоискусству

Разрешаю отправку SMS с напоминаниями
и рассылками